Таможенные правонарушения


Участники внешнеэкономической деятельности, перемещая товары и транспортные средства через таможенную границу Евразийского экономического союза, равно как и таможенный представитель (в качестве солидарной ответственности) сталкиваются с проблемными ситуациями, которые таможенные органы относят к таможенным правонарушениям.

Перечень данных таможенных правонарушений ограничен рамками действующего законодательства.

При этом, следует различать таможенные правонарушения, которые:

  • представлены соответствующими статьями Кодекса об административных правонарушениях и Уголовного кодекса Республики Беларусь, а также
  • представляют собой нарушения положений таможенного законодательства.

К первой категории следует относить составы таможенных правонарушений, которые закреплены в главах 10, 13, 14, 15, 17, 18, 19, 24 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь.

Наиболее часто, на практике, участники внешнеэкономической деятельности (таможенный представитель в качестве солидарной ответственности), а по ряду статей и физические лица, сталкиваются с таможенным органом в связи со следующими таможенными нарушениями (эта частота, на наш взгляд, обусловлена размером санкции за данные нарушения):

  • ст.13.12 «Нарушение порядка приобретения, хранения, использования в производстве, транспортировки, отпуска и реализации товаров». Санкция статьи предусматривает наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до пятидесяти процентов от стоимости предмета административного правонарушения, суммы выручки, полученной от реализации товаров.
  • часть 9 ст. 14.4 «неуплата или неполная уплата в установленный срок плательщиком, иным обязанным лицом таможенного платежа на сумму более сорока базовых величин». Санкция статьи влечет наложение штрафа в размере от двух до двадцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы таможенного платежа, но не менее двух базовых величин.
  • часть 1 ст. 15.2 «Недоставка товаров, находящихся под таможенным контролем, в установленное таможенным органом или определенное законодательством место доставки на таможенной территории Евразийского экономического союза». Санкция статьи влечет наложение штрафа в размере от пяти до пятидесяти базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до тридцати процентов от стоимости предмета административного правонарушения.
  • ст. 15.4 «Нарушение порядка убытия товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза». Санкция статьи влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до тридцати процентов от стоимости предмета административного правонарушения.
  • часть 1 ст. 15.5 «Недекларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьями 15.1, 15.3 и частью 2 данной статьи». Санкция статьи влечет наложение штрафа в размере от пяти до пятидесяти базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до тридцати процентов от стоимости предмета административного правонарушения.

В Уголовном кодексе Республики Беларусь к таможенным правонарушениям, в том числе, относятся составы статей:

  • 228 «Контрабанда» (санкция от штрафа до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества или без конфискации),
  • 228-1 «Незаконное перемещение товаров через таможенную границу» (санкция от штрафа до 5 лет лишения свободы),
  • 231 «Уклонение от уплаты таможенных платежей» (санкция от штрафа до 6 лет лишения свободы).

В качестве примера можно рассмотреть ситуацию с транзитом товаров через территорию Республики Беларусь, которые следуют в Узбекистан. Таможенный орган Республики Беларусь осуществляет досмотр транспортного средства международной перевозки с грузом. Сверяя товаросопроводительные документы (например, инвойс) с фактическим грузом таможенный орган устанавливает:

  • товары, которые не указаны в товаросопроводительных документах (то есть лишние товары); либо
  • то, что в инвойсе и иных товаросопроводительных документах указана стоимость (некоторые считают ее как таможенная стоимость – но это неверно), которая гораздо ниже стоимости фактически находящего в грузовом отсеке товара.

По результатам вышеуказанных операций на водителя и фирму-перевозчика могут составить протоколы об административном правонарушении и в судебном порядке привлечь к административной ответственности по части 1 ст. 15.5 с взысканием 30 процентов от стоимости груза.

Безусловно, это все приводит к материальным и репутационным издержкам. Поэтому одной из ключевых задач становится минимизация либо полное исключение данных издержек для бизнеса.

В данном случае, большую роль для компании (в том числе таможенного представителя) либо физического лица играет консультация по порядку административного либо уголовного процесса квалифицированных юристов.

Ко второй категории относятся таможенные правонарушения, которые связаны:

    • с нарушением правил классификации товаров по Единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД)…подробнее об услуге;
    • с нарушением правил определения, заявления, корректировки таможенной стоимости товаров…подробнее об услуге;
    • с нарушением правил определения, подтверждения страны происхождения товаров… подробнее об услуге;
    • с нарушением правил использования таможенных льгот;
    • с нарушением прав на объекты интеллектуальной собственности (например, незаконное использование товарного знака);
    • с нарушением порядка использования транспортного средства в таможенной процедуре временного ввоза… подробнее об услуге.

Здесь мы осветили лишь наиболее часто встречающиеся таможенные правонарушения, с которыми столкнулись наши клиенты.

Не всегда следует думать, что единственным решением проблемы, является обжалование решения таможенного органа в суд. Суд это весьма затратная, как материально, так и по времени, процедура. В ряде случаев, целесообразным является обжалование решения таможенного органа в вышестоящую инстанцию.

Отправьте запрос на консультацию
Наш специалист свяжется с Вами, чтобы уточнить дату и время встречи
Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите Ваш адрес электронной почты Ошибка в адресе почты
Пожалуйста, введите Ваше сообщение
Контакты:

Телефон:    +375 29 149 34 02
Почта:    info@customs-minsk.by