Услуги


Страна происхождения товаров влияет на применение к ввозимому товару мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.

Необходимо отметить, что в последнее время вопросам страны происхождения товаров уделяется пристальное внимание, как со стороны Евразийской экономической комиссии, так и таможенных органов государств-членов Евразийского экономического союза. На наш взгляд, данное внимание обусловлено формированием новых зон свободной торговли и направлением на торговое сотрудничество с третьими странами и интеграционными объединениями, а также на наличие значительного блока для проведения таможенного контроля (в том числе, используя таможенную проверку) со стороны таможенного органа.

Итак, страна происхождения товара, равно как и таможенная стоимость товара, определяется путем применения определенных правил. При этом, в зависимости от направления перемещения товаров:

  • для ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС товаров, необходимо руководствоваться правилам, которые предусмотрены в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор о ЕАЭС). Положениями статьи 37 Договора о ЕАЭС предусмотрено использование правил, устанавливаемых ЕЭК. В настоящее время, решением Совета ЕЭК от 13.07.2018 № 49 «Об утверждении Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальных правил определения происхождения товаров)» данные правила утверждены. Однако вступят в силу данные правила определения страны происхождения товаров только с 12.01.2019. В соответствии с положениями статьи 102 Договора о ЕАЭС, до вступления в силу указанных выше правил, необходимо руководствоваться положениями Соглашения о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25.01.2008.
  • для вывозимых с таможенной территории ЕАЭС товаров, необходимо руководствоваться правилами, установленными ЕЭК, если иные правила не установлены международными договорами в рамках ЕАЭС, международными договорами ЕАЭС с третьей стороной или международными договорами государств-членов с третьей стороной. В настоящее время указанные выше правила не разработаны. Для целей определения страны происхождения вывозимых товаров в Республике Беларусь необходимо руководствоваться положениями статей 84-88 Закона Республики Беларусь от 10.01.2014 № 129-З «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».

Следует обратить внимание, что в Таможенном кодексе ЕАЭС пересмотрен подход к случаям подтверждения происхождения товаров. В соответствии с положениями Таможенного кодекса ЕАЭС происхождение товара подтверждается, как и ранее, в случае зависимости применения мер таможенно-тарифного регулирования от происхождения товара. В то же время, в перечне данных случаев вместо мер нетарифного регулирования, указана также зависимость применения запретов и ограничений и мер защиты внутреннего рынка от происхождения товаров.

В ряде случаев подтверждение страны происхождения товаров не требуется:

  • при помещении ввозимых товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
  • при перемещении через таможенную границу ЕАЭС физическими лицами товаров для личного пользования;
  • в иных случаях, предусмотренных правилами определения происхождения ввозимых товаров или правилами определения происхождения вывозимых товаров. Следует обратить внимание, что Правилами определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, иные случаи не предусмотрены.

При этом, указанные выше исключения не применяются в случае когда таможенным органом обнаружены признаки того, что товары происходят из такой страны (группы стран, таможенного союза стран, региона или части страны), товары, происходящие из которой запрещены к ввозу/вывозу на/с таможенной территории ЕАЭС или на территорию государства-члена согласно установленным в соответствии с Договором о ЕАЭС запретам и ограничениям, либо к ввозу на территорию государства-члена в соответствии с законодательством этого государства-члена, либо к транзиту по территории государства-члена в соответствии с международными договорами этого государства-члена.

Отдельно следует обратить внимание, что в настоящее время такой документ, как «сертификат о происхождении товара» не свидетельствует однозначно о действительности страны происхождения товара.

Вместе с тем, субъект хозяйствования может получить в таможенном органе предварительное решение о происхождении товара.

Также, необходимо обратить внимание, на вопросы таможенного контроля происхождения товаров.

В частности, Таможенным кодексом ЕАЭС регламентированы сроки проведения проверки происхождения товара (через форму таможенного контроля – «проверка документов и сведений»), начатой до выпуска товаров – такая проверка должна быть завершена:

  • не позднее 30 календарных дней со дня получения таможенным органом ответов на запросы, направленные таможенным органом в государственный орган или уполномоченную организацию, выдавшую и (или) уполномоченную проверять сертификаты о происхождении товара;
  • либо со дня истечения срока получения указанных выше ответов, установленного правилами определения происхождения ввозимых товаров. Правилами определения происхождения товаров, утвержденными Советом ЕЭК, предусмотрен срок в 6 месяцев с даты направления запроса.

Остались вопросы? Обращайтесь в нашу компанию и вы получите профессиональную юридическую помощь в спорах с таможенными органами. Для этого просто заполните форму ниже или звоните по телефону +375296820026!

Отправьте запрос на консультацию
Наш специалист свяжется с Вами, чтобы уточнить дату и время встречи
Пожалуйста, введите Ваше имя
Пожалуйста, введите Ваш адрес электронной почты Ошибка в адресе почты
Пожалуйста, введите Ваше сообщение
Контакты:

Телефон:    +375 29 682 00 26
Почта:    info@customs-minsk.by